|
2016. №4 (38)
|
Моделирование социальных и экономических систем
|
7–18
|
Е.З. Зиндер - Председатель правления, НКО «Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами» (Фонд «ФОСТАС») Адрес: 107061, г. Москва, а/я 563 E-mail: ezinder@fostas.ru
Характер изменений парадигмы инжиниринга предприятий (ИП) и, в первую очередь, концепций этой комплексной дисциплины важен для выбора направлений развития ИП, форм накопления знаний в данной сфере и их передачи специалистам, а также устойчивости и гибкости применения ИП на практике. Анализ этих изменений особенно важен по причине высокой турбулентности методов и технологий ИП на современном отрезке развития технологий, производственных и других отношений, а также из-за возможности трактовки частных схем и методов ИП как новой парадигмы. Для обоснованной оценки изменений парадигмы ИП определены базовые и дополнительные концепции ИП, составившие в конце XX века классическую парадигму ИП. Изложены результаты сравнительного анализа концепций классической парадигмы ИП и задач, общих для разных предприятий до 2030 года. При этом показано, что классическая парадигма ИП сохраняет работоспособность в этой перспективе. Указывается на открытый характер совокупности концепций и методов парадигмы ИП, благодаря чему в ее состав естественным образом включаются концепции, сформулированные уже в XXI веке, а также альтернативные концепции. При этом общая «картина мира ИП» не меняется на несовместимую с прежней, но и не остается неизменной: происходит постоянное расширение парадигмы ИП за счет новых методов реализации концепций, а также новых концепций, применяемых параллельно и совместно с классическими. Проведенный анализ позволил перейти к определению новых по существу и вновь появляющихся концепций, к предложению направлений дальнейших исследований, а также к определению условий, при которых формирование и применение действительно новой парадигмы ИП может быть оправданным.
[1] Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 16-07-01062 «Разработка методов и средств инжиниринга предприятий на основе интеллектуальных технологий». |
Интернет-технологии
|
19–26
|
К.А. Князев - директор компании «Нетбелл»; аспирант кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: kk@netbell.ru
М.М. Комаров - кандидат технических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: mkomarov@hse.ru В современном обществе навыки работы с информацией играют ключевую роль, растет влияние информации на развитие общества. В последнее время стремительно увеличиваются объемы генерируемой информации, однако методы ее обработки остаются прежними. Исследование посвящено проблемам обработки и визуализации информации, с каждым годом приобретающими все большую популярность. Цель работы – разработать новый метод визуализации данных и работы с информацией на основе технологий представления информации, а также принципов семантических сетей, открытых данных и банков данных. Технология инфологических моделей представляет собой новый подход к хранению и обмену данными, позволяющий взглянуть на работу с информацией с новой стороны. Базируясь на принципах открытых данных, семантических сетей и банков данных, концепция решения заключается в том, чтобы определить набор субъектов и связей, на базе которых можно отображать отдельный информационный блок в виде блок-схемы (графа), понятного как рядовому пользователю, так и компьютеру. Работа содержит краткий обзор проблемы избытка информации, описывает технологию инфологических моделей и ее основополагающие принципы, содержит анализ использования инфологических моделей в электронной коммерции на примере применения при организации баз знаний, новостных порталов, Интернет-магазинов, умных домов и Интернета вещей. Также описываются ключевые особенности и преимущества решения с выводами на базе проведенного исследования. |
|
27–34
|
Д.А. Алдунин - аспирант кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий,Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: daldunin@hse.ru
В настоящее время рынок электронного обучения быстро растет как в финансовом, так и в географическом плане. Электронные образовательные ресурсы все чаще привлекают мультикультурную аудиторию, становятся доступны для людей с различным уровнем образования. В то же время в различных культурах существует своя специфика восприятия информации и различные подходы к образовательному процессу. Данная работа посвящена иллюстрации возможного решения для адаптации контента электронного образовательного ресурса для мультикультурной аудитории. Описанное решение основано на применении концепции адаптивного контента для построения индивидуальной образовательной траектории и подготовки контента в соответствии с индивидуальными культурными особенностями обучающихся и его компетенциями (имеющимися и желаемыми). В ходе исследования была разработана модель образовательного процесса, ориентированная на конкретного обучающегося. В статье представлены как модель верхнего уровня, так и детализированная модель. В статье также описаны основные принципы формирования индивидуальной образовательной траектории на основании имеющихся и желаемых компетенций пользователя и статистических данных о его стиле обучения. В качестве демонстрации возможности применять исторические данные о том, как образовательный стиль влияет на успешное завершение курса, приведен статистический анализ данных об изучении студентами семи курсов на платформах HarvardX и MITx в течении 2013/14 учебного года, показавший статистическую значимость целого ряда параметров. Также в работе представлено сравнение алгоритмов, применимых для оценки вероятности успешного завершения курса обучающимся в зависимости от его стиля обучения. |
Моделирование и анализ бизнес-процессов
|
35–46
|
А.И. Коломиец - студент факультета компьютерных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: aikolomiets@edu.hse.ru
О.В. Максименкова - старший преподаватель департамента программной инженерии, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: omaksimenkova@hse.ru
А.А. Незнанов - кандидат технических наук, доцент департамента анализа данных и искусственного интеллекта, старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: aneznanov@hse.ru
Взаимное оценивание – важная часть большинства современных учебных технологий. Внимание к этому методу постоянно растет, причем не только как к варианту процедуры оценивания, но и как к процедуре получения информативной обратной связи и технике развития важнейших системных компетенций. Отметим, что большинство практиков отмечают высокую сложность и ресурсоемкость внедрения и использования взаимного оценивания. Бесспорно, что подходящее программное обеспечение, автоматизирующее процессы взаимного оценивания, может существенно упростить внедрение и повысить эффективность этих процессов. Обзор литературы и существующих программных решений позволяет выявить несколько «узких мест» в функциональности и взаимодействии с пользователем. Во-первых, большинство систем являются независимо развертываемыми web-службами, что расширяет набор инструментов преподавателей и, что более важно, обучаемых. Также это требует отдельных технологических цепочек для поддержки процессов взаимного оценивания и затрудняет интеграцию бизнес-процессов. Во-вторых, авторами не обнаружено доступной бесплатной системы, в которой можно оценивать артефакты, отличные от текстового документа. В статье рассматриваются требования к современной системе поддержки взаимного оценивания, которая смогла бы широко использоваться преподавателями. После анализа бизнес-процессов взаимного оценивания авторами была разработана оригинальная программная система, получившая название PASCA (peer assessment system for complex artifacts). Продукт использует привычные сервисы электронной почты и не требует изменения никаких других бизнес-процессов образовательной организации. Он обеспечивает стандартные возможности ослепления и рандомизации, а также имеет несколько важных преимуществ: поддержку оценивания произвольных артефактов, создание сложных оценочных листов с автоматической валидацией и простановкой оценок, простой анализ данных сессий взаимного оценивания.
[1] Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100». |
Математические методы и алгоритмы бизнес-информатики
|
47–51
|
А.И. Марон - кандидат технических наук, доцент кафедры бизнес-аналитики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: amaron@hse.ru
Информационный принцип (формализм) Джейнса, предложенный для решения задач статистической термодинамики, применен для решения задачи об оценке добросовестности исполнителя, осуществляющего восстановление технической системы методом замены элементов. Постановка задачи выглядит следующим образом. Заказчик обладает значительным парком однотипных технических устройств (например, автомобилей), определенные элементы которых подлежат плановой замене. По договору замену в плановом порядке осуществляет исполнитель. Для замены могут использоваться запасные элементы трех типов: новые оригинальные, новые неоригинальные и восстановленные. В договоре указано, какой процент запасных элементов каждого типа можно использовать. Заказчику затруднительно каждый раз проверять, какой именно элемент установлен. Однако для элемента каждого типа можно рассчитать среднее время до наступления момента, когда потребуется очередная замена. Фактическое среднее время между требованиями о замене фиксируется заказчиком. На основе этих данных с помощью информационного принципа Джейнса можно найти наиболее объективные вероятности использования исполнителем элементов различных типов. Сравнив эти вероятности с лимитами, указанными в договоре, заказчик делает вывод о добросовестности исполнителя и, в случае необходимости, принимает необходимые меры. В соответствии с принципом Джейнса, наиболее объективными являются вероятности, при которых энтропия по Шеннону достигает максимума при заданных ограничениях. Соответственно, задача их нахождения сводится к задаче нахождения экстремума нелинейной функции при заданных ограничениях. В работе эта задача сформулирована математически и решена для случая трех переменных с помощью метода множителей Лагранжа. Приведен расчет для реальной ситуации из практики автора. |
|
52–59
|
Ю.В. Минаева - старший преподаватель кафедры систем автоматизированного проектирования и информационных систем, Воронежский государственный технический университет Адрес: 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, д. 14 E-mail: julia_min@mail.ru
Методы эволюционного поиска успешно применяются для решения разнообразных задач оптимизации и моделирования ввиду своей универсальности и относительной простоты практической реализации. Однако большой проблемой при их использовании является преждевременная сходимость вычислительного алгоритма вследствие неполного исследования пространства поиска. Это происходит в том случае, когда все частицы попадают в область первого обнаруженного, возможно, локального оптимума, и не могут из нее выбраться. Для решения этой проблемы необходима разработка управляющих процедур, корректирующих перемещение особей в популяции. В статье предлагается адаптивная модификация метода роя частиц, позволяющая осуществлять динамическое изменение траектории движения частиц для нахождения наиболее перспективных локаций. В основе метода лежит возможность изменения вектора перемещения индивидуально для каждой частицы, в зависимости от результативности выполнения предыдущей итерации. Для этого в предлагаемую модификацию канонического метода добавлены процедуры выбора направления и динамического изменения свободных параметров движения частицы. В отличие от канонической версии роевого алгоритма, в котором все особи популяции стремятся приблизиться к одной частице с наилучшим найденным значением, в новой модификации каждая частица самостоятельно выбирает направление движения и может изменить его в случае, если оно будет признано неэффективным. Такой подход позволяет снизить вероятность преждевременной сходимости алгоритма и лучше исследовать заданную область поиска, что особенно важно для многоэкстремальных функций со сложным рельефом. Предложенный метод был проверен на стандартном наборе тестовых функций непрерывной оптимизации и показал высокую эффективность при относительно небольших затратах времени и вычислительных ресурсов. |
Информационные системы и технологии в бизнесе
|
60–69
|
Н.Ф. Алтухова - кандидат экономических наук, заведующая кафедрой бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ Адрес: 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 38 E-mail: nfaltuhova@fa.ru
Е.В. Васильева - доктор экономических наук, профессор кафедры бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ Адрес: 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 38 E-mail: evvasileva@fa.ru
Б.Б. Славин - кандидат физико-математических наук, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий, профессор кафедры бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве РФ Адрес: 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 38 E-mail: bbslavin@fa.ru
В статье представлены результаты исследования возможности адаптации гибких методов проектного управления к организации работы государственных служащих РФ, даны рекомендации по сочетанию различных подходов. Цели исследования – выявить особенности проектного управления в государственной службе и оценить возможности адаптации гибких методов проектного управления к организации работы государственных служащих России. Деятельность государственной службы становится все более инновационной и интеллектуальной и, как следствие, менее предсказуемой. Органы государственной власти сегодня выступают не только в роли заказчиков по отношению к сторонним организациям, но и сами являются непосредственными исполнителями проектов в области разработки программ развития и законодательных инициатив, в рамках выполнения поручений Президента, Правительства и вышестоящих инстанций. В этих условиях принципы управления PMBOK и аналогичных стандартов, которые строго формализованы и предполагают четкое планирование процессов, перестают работать. Там, где задачи являются масштабными, технологии известны, а ресурсы определены, классические проектные методики действуют безупречно. Если же ставятся новаторские цели, то возникают высокие риски превышения бюджетов и времени, поэтому в этом случае необходимо рассматривать целесообразность применения Agile-подобных технологий. Возможности сочетания жестких (с точки зрения ответственности и формализации) и гибких (с точки зрения целеполагания и непрерывности) методов управления проектами в госслужбе исследовались на основе анализа бизнес-процессов и по результатам опроса государственных служащих, участвовавших в реализации тех или иных задач по исполнению государственных функций. Отмечено, что, в отличие от бизнес-ориентированных организаций, в органах государственной власти существенно снижена мотивация к неформальному лидерству, не развиты самоорганизация и самоменеджмент. Это накладывает ограничения на процессы внедрения подходов гибкого проектного управления в деятельности госслужащих, но не означает невозможность их формулирования и использования. На основе результатов проведенного исследования определены принципы гибкого проектного управления в госслужбе, знание которых может быть полезным как для самих госслужащих, так и для бизнеса, работающего с государственными структурами.
[1] Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета 2016 года «Анализ лучших зарубежных практик информационного обеспечения реализации государственных функций. Разработка предложений по совершенствованию информационного обеспечения деятельности государственных гражданских служащих», номер государственной регистрации AAAA-A16-116070610054-7. |
|
70–78
|
Д.В. Исаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-аналитики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 E-mail: disaev@hse.ru
В статье рассматриваются вопросы сочетания управленческого учета и экспертного подхода при принятии решений в сфере экономики и менеджмента. Предпосылками такого сочетания является то, что оба подхода предполагают наличие некоторого множества альтернатив и критериев их оценки, вытекающих из цели принятия решения, а также возможность многовариантной оценки альтернатив, в зависимости от рассматриваемых ситуаций. Базовые процессы принятия решений, предусматривающие однотипную обработку информации, основаны на классификации критериев принятия решений на три типа: количественные критерии, для которых имеется исходная информация для применения управленческого учета, количественные критерии, для которых такая информация отсутствует, и качественные критерии, для которых методы управленческого учета неприменимы. На основе классификации критериев выделены четыре базовых процесса: применение управленческого учета в чистом виде, применение управленческого учета с последующим оцениванием альтернатив по предопределенным правилам, применение управленческого учета с последующей экспертизой и формированием экспертных оценок, применение экспертного подхода в чистом виде. На основе различных сочетаний базовых процессов выделены пятнадцать рабочих процессов принятия решений, включая обобщенный рабочий процесс, предусматривающий применение всех четырех базовых процессов. Сделаны выводы о практической применимости отдельных рабочих процессов, в зависимости от состава критериев, имеющих место в задачах принятия решений. Апробация предложенного подхода выполнена на примере задачи обоснования инвестиций в развитие производственной компании, с применением трех классических критериев инвестиционного анализа (период окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности) и трех критериев качественного характера. |
|
|